В этом материале — то, чем запомнился этот год с точки зрения индустрии моды. Это, конечно, кадровые перестановки в крупных марках, от Louis Vuitton до Schiaparelli, скандалы с участием Джона Гальяно и Эди Слимана, рост популярности российских и украинских дизайнеров за рубежом и другие важные моменты.
Сложно отрицать факт, что со стороны поп-культуры основное влияние на моду оказывают хип-хоперы. A$AP Rocky и Канье Уэст делают ее мейнстримом, воспевая в треках Céline и Prada и демонстрируя, чем же крут Раф Симонс, не хуже стилистов. К тому же первый рэпер дефилирует на показе Hood by Air, а второй придумывает коллекцию для французов A.P.C. Подруги не отстают: Бейонсе мелькает в кампании H&M, Майя разрабатывает линию одежды с Versus, Рианна же позирует для Balmain. Пожалуй, именно благодаря этим ребятам объемные бомберы, футболки с принтами и брюки с кроссовками становятся неотъемлемой (простите) частью наших гардеробов. Сохранят ли они прежнее влияние в 2014-м — увидим, но, зная темпы моды, в этом можно начать сомневаться уже сейчас.
2. Перестановки: Louis Vuitton
Три месяца назад подтвердился слух о том, что Марк Джейкобс покидает кресло дизайнера Louis Vuitton. По официальной версии, американец решил сконцентрироваться на своих именных марках Marc Jacobs и Marc by Marc Jacobs — их планируют вывести на IPO. Также ходили слухи, что он стал чересчур коммерческим для LV. Уходя, Джейкобс устроил прощальное шоу, на котором модели в хитах из всех его коллекций за 20 лет работы с Louis Vuitton дефилировали среди декораций с самых запоминающихся шоу, окрашенных в черный. Замена нашлась сразу: новым креативным директором французской марки назначен Николя Гескьер, две сезона назад ушедший из Balenciaga. Его дебют можно будет ждать в марте 2014-го.
3. Возвращение: Джон Гальяно
Джону Гальяно было трудно делать первые шаги на пути к восстановлению своей репутации. Дизайнеру помог друг: Оскар де ла Рента пригласил его поработать в ателье над текущей осенне-зимней коллекцией — влияние Гальяно заметно невооруженным взглядом. Правда, затем британца ждал ряд неудач. Так, в Parsons отменили его мастер-класс. Дальше появлялись только хорошие новости. Гальяно выигрывал суды против своего бывшего работодателя, Dior, давал большие интервью, где изливал душу и рассказывал об алкоголизме и лечении, и даже начал работать над постановкой Стивена Фрая по Оскару Уайльду: герои «Как важно быть серьезным» будут выступать в костюмах дизайнера.
Эди Слиман показывает спорные коллекции, которые продаются на удивление хорошо, и выпускает горячо любимые публикой кампании с музыкантами — от Daft Punk до Кортни Лав. Попутно дизайнер успевает испортить отношения с критиком The New York Times Кэти Хорин и магазином Colette. Пару месяцев назад креативный директор концепт-стора Сара Эндельман сообщила, что Saint Laurent прекратила сотрудничество с ее магазином. Причиной столь радикального решения послужила выставленная в Colette футболка с надписью, отсылающей к решению Слимана сменить название бренда: «Ain't Laurent without Yves».
5. Уход: Жиль Зандер
Жиль Зандер покинула именную марку, основанную в далеком 1968-м, в третий раз. Она дважды не сумела поладить с мужем дизайнера Миуччи Прады Патрицио Бертелли, который купил бренд Jil Sander в 1999-м, и один раз вернулась в именной Дом моды на смену Рафу Симонсу, которого удалось отвоевать Christian Dior. Сейчас Жиль Зандер — 70, и ее уход вполне себе закономерен: кто готов делать шесть коллекций в год в таком почтенном возрасте? Как мы писали, огорчаться или удивляться ее отставке не стоит: уж лучше вспомнить, чему она научила два поколения женщин. Например, тому, что рубашка — это просто рубашка, а брюки — это просто брюки, а не арт-объект или вещь для танцев под диско.