Пишет
Gloria Gerda Griffon:
Если юную особу, у которой ветер в голове, или особу постарше, в голове которой ветру трудно пробиться сквозь нагромождение жизненных впечатлений и опытов, спросить, какое платье для нее самое прекрасное, то ответ почти наверняка будет одинаковым – свадебное. Да, женщины в любом возрасте, с любым достатком и статусом по-прежнему мечтают о любви, и большинство из них упорно считает свадьбу ее закономерным следствием. Как, например, 46-летняя мать двоих детей Гвинет Пэлтроу, недавно отправившаяся к алтарю
(прим. 2018 г.). В фате и подвенечном наряде от Valentino она была великолепной живой иллюстрацией того, что в наши дни белое платье перестало быть символом чистоты и непорочности невесты. Собственно, никогда и не было.
Как свидетельствуют исторические хроники, впервые белое свадебное платье надела в день своего венчания шотландская королева Мария Стюарт, в третий раз скрепляя себя брачными узами. В XVI веке и до него в Шотландии, как и в других европейских странах, невесте полагалось красное платье, если говорить о народных традициях. Нарождающаяся городская буржуазия позволяла себе разнообразные изыски, подчеркивающие их достаток. Ткань для нарядов дочерей нуворишей выбиралась по принципу «много и дорого». Ну а невесты королевского достоинства обряжались в парчу.
читать дальшеБелый цвет во многих культурах был цветом траура. И именно трауром был обусловлен выбор белого платья невестой-правящей монархиней. Молодая вдова пребывала в скорби в связи со смертью своего предыдущего мужа лорда Дарнли, пьяницы и бабника, склонного к домашнему насилию. Он был убит при подозрительных обстоятельствах всего за 3 месяца до описываемого радостного события.
Столь скорое замужество объяснялось ответственностью шотландской королевы за стабильность своей страны, которую будоражила клановая вражда. Но ходили упорные слухи, что убийцей короля был новый муж и бывший любовник Марии Стюарт граф Ботвелл. Да и она, поговаривали, не осталась в стороне и участвовала в подготовке покушения.
Так ли это было на самом деле, уже никто не узнает, но достоверно известно, что счастье «молодых» продлилось недолго. Опасаясь расправы сторонников убитого короля или справедливого суда, амбициозный и ревнивый головорез граф Ботвелл бежал из страны, а Мария Стюарт была вынуждена отречься от престола. Неудивительно, что скандальная свадьба не стала началом модной традиции.
Она распространилась спустя 300 лет, когда в белом платье появилась на своей свадьбе и следом на первых страницах мировой прессы другая королева – Виктория. Ее счастливый брак с принцем-красавцем Альбертом воодушевлял нацию, Британскую империю и повлиял на всю Европу, где в разных странах с разным успехом правили дети и внуки венценосной четы. Например, любимая внучка английской королевы - Алекс, известная в наших пределах, как царица Александра Федоровна. Принято считать, что супруга Николая II сыграла роковую роль в развале Российской империи. Среди более чем 700 потомков Виктории и Альберта, конечно, есть и более популярные персонажи. Это, если говорить о геополитике. А, если говорить о моде, то успех 20-летней невесты был однозначным.
Ведь что такое Британская империя в 1840 году? Это даже не страна, это сверхдержава, контролировавшая четвертую часть мира и экспортировавшая свои порядки, технологии и культуру повсеместно. И тут Первое лицо выходит замуж в белом платье!
Безусловно, свадьба молодой королевы было событием №1, и все невесты, которым были доступны модные журналы, хотели быть похожими на Викторию. Поэтому мелкопоместные принцессы, герцогини, баронессы, графини и прочие особы голубых кровей, а также наследницы больших состояний, нажитых на эксплуатации пролетариата, подхватили тренд и на своих свадьбах облачались в белое. И были чудо, как хороши!
Глядя на них, дочери управляющих, чиновников и клерков классом пониже тоже взяли на вооружение этот тренд. И постепенно, как говорится, «в джинсы облачились самые отсталые слои населения» К началу XX века цвет подвенечного наряда перестал быть предметом дискуссий и сословным маркером. Как ни странно, белое платье стало не только модным фетишем, но и инструментом демократизации европейского общества.
Справедливо говоря, королеву Викторию вряд ли можно назвать законодательницей моды, но что касается свадебного белого платья, вряд ли существует второй такой же глобальный модный феномен. Чем же она руководствовалась?
Объяснений может быть несколько. Например, она хотела быть заметнее, потому что светлые тона визуально увеличивают объекты, а королева-невеста была ростом 150 см. Может быть, Виктория была знакома с трудами своего великого соотечественника Исаака Ньютона, который с помощью трехгранной призмы разложил белый солнечный свет на цветовой спектр, который содержал 7 цветов. То есть, в белом цвете есть и зеленый – цвет надежды, и желтый - цвет расставания, и фиолетовый – цвет ревности, и, конечно, красный – цвет страсти. Так же, как в любви. И это могло показаться юной невесте символичным. А может быть, Вики пошла к гадалке и та напророчествовала ей счастливую жизнь, если платье будет белым
Будем считать, что это был удачный выбор.