Женская телесность и мода
Историк моды Ольга Вайнштейн об изобретении кринолина, отношении к женскому телу в XIX веке и двойных стандартах нравственности.
• «В культуре середины XIX века моду диктовали особые представления о телесности. Женская телесность считалась предметом особых забот. Женщина — существо уязвимое, слабое, настолько слабое, что ее позвоночник не может самостоятельно поддерживать спину и нуждается в поддержке. Этой поддержкой являлся корсет, который всегда выступал в паре с кринолином. И вся нижняя половина женского туловища оказывалась закованной в своеобразную металлическую клетку. То есть слабая, уязвимая женщина выступала на публике в каркасном костюме, который функционировал как некоторая броня».
• «Для начала женское тело утягивалось в корсет, и, чтобы надеть корсет, нужно было совершить выдох. Далее корсет тщательно зашнуровывался, и создавался силуэт «талия-рюмочка» и открытые плечи. Причем в то время считалось, что красивые плечи должны быть покатыми, и в качестве комплимента их сравнивали с бутылкой из-под шампанского. С другой стороны, если мы подумаем о физиологии, то, конечно, туго затянутый корсет не позволял женщине нормально дышать. И если мы представим себе ситуацию, что на балу красавица, затянутая в корсет, вдруг как-то волновалась или, скажем, увидев интересующего ее мужчину, хотела сделать вздох, то она не могла сделать этот вздох, и естественным следствием было то, что она падала в обморок».
• «В правила культурной игры в обществе в то время входила имитация некоторой невинности, неосведомленности относительно физиологии женщины. Мужчины никогда не присутствовали при родах, считалось, что они не подозревают, что такое месячные — это абсолютно было недопустимо даже упоминать в светском обществе. Тот факт, что Чарлз Ворт впервые был допущен во внутренние покои императрицы Евгении, уже сам по себе был огромной новацией, потому что до этого женщин обслуживали только модистки.
Считалось, что мужчины, даже взрослые мужчины, пребывают в полном неведении относительно структуры женского организма. В эпоху викторианства рассказывали историю о критике-искусствоведе Джоне Рёскине, который упал в обморок в брачную ночь, когда увидел лобковые волосы на теле своей невесты. Видимо, до этого почтенный искусствовед считал, что женское тело подобно античной статуе».
• «Считалось, что женщина, которая носит кринолин и туго зашнурованный корсет, обладает строгой моралью. Даже существовала поговорка в Англии: Loose dress — loose morals, то есть «Распущенное платье — распущенная мораль». Здесь это совпадает с семантикой русского слова «распущенность», то есть тугая шнуровка корсета являлась показателем, символом женской нравственности».
Полная текстовая версия тут